Порядок проведения экспертизы промбезопасности ужесточат
Порядок проведения экспертизы промбезопасности ужесточат

Начнем с того, что данный законопроект был разработан на основе пунктов 1 и 11 распоряжения Правительства РФ от 02.08.2011 N 1371-р «Об утверждения плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором». Реализация пункта 1 должна была состоятся еще в 3 квартале 2011 года, а пункта 11 в конце 2012 года. В срок, как обычно, не уложились, но по опыту Минздравсоцразвития с разработкой дифференцированных компенсации на данную просрочку можно просто закрыть глаза.
Статьей 13 Федерального закона № 116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности ОПО» регламентируется порядок проведения экспертизы промбезопасности и устанавливается обязанность органов Ростехнадзора рассматривать и утверждать заключения экспертизы. Законодатели посчитали, что данная нагрузка является чрезмерной для Федеральной службы, а также содержит в себе коррупционную составляющую в деятельности Ростехнадзора. Поэтому внесенный на рассмотрение проект закона предлагает заменить функции Ростехнадзора по рассмотрению и утверждению заключений экспертизы промезопасности ведением реестра таких заключений без контроля их содержания. Таким образом, заключение экспертизы промбезопасности ОПО будет регистрироваться в органах Ростехнадзора в уведомительном порядке.
Однако, не все так просто. Законодатели решили, взамен излишней нагрузки на Федеральную службу, ужесточить требования к экспертам, непосредственно участвующим в проведении экспертизы промбезопасности. За заведомо ложное заключение экспертизы промышленной безопасности, эксперт может «заработать» как административное, так и уголовное наказание. Административка за недобросовестную работу предусматривает наложение штрафа на экспертов в размере от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2-х лет, а юридические лица могут заплатить от 300 000 до 500 000 рублей.
Уголовное наказание будет дифференцироваться в зависимости от причинённого ущерба третьим лицам. Если заведомо ложные результаты экспертизы могли стать причиной смерти человека или крупного ущерба, то эксперт заплатит штраф из собственного кармана до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев. Тяжелый вред здоровью человека или его смерть, наступившие при «неправильном» заключении промышленной экспертизы приведет к лишению свободы на срок до 5 лет. Если же недобросовестность эксперта принесла в жертву две и более человеческие жертвы, то эксперт может лишиться свободы на срок до 7 лет. Ко всему прочему, эксперт может лишиться права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3-х лет.
Кроме того, в ФЗ № 116 вводится понятие экспертизы промышленной безопасности и эксперта в области промышленной безопасности. К организациям, выполняющие работы по экспертизе и к экспертам законопроектом предъявляются дополнительные требования. В частности, для того, чтобы избежать конфликта интересов, ни эксперт, ни организация в целом, не должна быть независимой. В настоящее время проект закона направлен в Совет государственной думы на доработку к третьему чтению. Ввести в действие данный закон планируется после его официального опубликования без переходного периода, но фактически с 1 января 2014 года, так как для основных изменяющих статей введен особый порядок вступления в действие.

Источник