Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»: миф или реальность?
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»: миф или реальность?

По мнению Минтруда Рф специальная оценка условий труда (СОУТ, не путать с СУОТ) призвана сменить на боевом посту всем известную процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядка двух месяцев назад появился рабочий вариант проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда». На первый взгляд, кажется, что проект «слепили из того, что было», уж слишком много всего намешано в одном документе. Здесь и проведение инструментальных замеров, и оценка профессионального риска, и требования к экспертам организаций, оказывающих услуги по специальной оценке условий труда, тут же и экспертиза результатов СОУТ, выполняемая органами исполнительной власти субъекта РФ. С одной стороны, может это и положительный момент, что в одном документе собраны всё, что касается одной процедуры оценки условий труда, но с другой стороны, для того, что бы «запустить» такой закон нужно прилично поработать над существующим законодательством и, грубо говоря, реформировать всю систему охраны труда в России. К слову, по плану закон планируется ввести в действие с 1 января 2014 года. Пройдемся по основным моментам рабочего проекта федерального закона.

Если Вы знакомы с порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, то в отношении оценки условий труда принципиальных изменений не так уж и много. Организация, осуществляющая специальную оценку, как и аттестующие центры, должна будет иметь специальную аккредитацию на выполнение данных работ. Скорее всего, последуют изменения в порядке аккредитации аттестующих организаций. Отдельного внимания заслуживает часть проекта закона, регламентирующая требования к экспертам, проводящим оценку. Организация, выполняющая специальную оценку условий труда должна будет иметь не менее 5 штатных экспертов. В свою очередь, такой эксперт должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и квалификационную подготовку по спецоценке условий труда не менее 72 часов, опыт работы не менее 3 лет по идентификации опасностей и проведению измерений вредных факторов на рабочих местах, не иметь непогашенной или не снятой судимости (!) и проживающий постоянно на территории России. После этого эксперт сможет подать заявление на получение квалификационного аттестата на право проводить экспертную оценку и делать по ней заключения. Требования не шуточные. Только где взять не менее трех лет опыта по проведению замеров и идентификации опасности? То есть в разряд экспертов смогут перейти только специалисты нынешних аттестующих организаций, а остальные, получается, «пролетают»? Планируется также вести реестр экспертов, доступный для всеобщего обозрения в сети Интернет.

Нововведением является обязательное страхование гражданской ответственности экспертной организации, иначе деятельность ее будет незаконна. Ответственность, в следствие использование результатов оценки условий труда, должна быть застрахована не менее чем на миллион рублей. Получается, требуется разработка нового института страхования гражданской ответственности таких организаций. Стоимость подготовки экспертов плюс стоимость страховки даст немалую прибавку к стоимости проведения аттестации специальной оценки условий труда. Думается, что это не окончательные причины возможного удорожания процедуры.

Введение процедуры оценки профессионального риска напрашивалось уже давно, однако методических рекомендаций и порядка по его проведению нет до сих пор. Конечно, существует сложность в выборе верного подхода для проведения оценки риска, так как даже в развитых странах нет унифицированного варианта. Судя по проекту закона, оценку риска предполагается выполнять путем соотношения измеренных величин вредных факторов на рабочих местах с гигиеническими нормативами. Также законодатели хотят включить интегральную оценку профессионального риска, только вот как ее проводить пока не известно. Похоже, что на основе интегральной оценки и будет устанавливаться класс условий труда. Так же в процедуре специальной оценки условий труда предусмотрено определение уровня профессионального риска работодателя. Что же это такое? Не-по-нят-но. Определения как такового не имеется, и что под этой процедурой понимал законотворец, пока не ясно. Ясно только то, что процедура будет проводиться по особому стандарту, а пока можно только предполагать.

Пройдемся по непосредственному выполнению оценок условий труда и вредных факторов, присутствующих на них. Так проектом оговорено, что инструментальные замеры должны проводиться в том случае, если есть угроза здоровью работников. Если говорить конкретно, то замеры будут проводить в случае наличия оборудования-источника вредных и (или) опасных производственных факторов, которые входят в перечень оснований для медосмотра, имеются более ранние результаты оценки, по которым рабочее место признано вредным. Инструментальные замеры также должны проводиться в случае травмирования или выявления профессионального заболевания на рабочем месте или по предложению работников.

Следующий момент – это организация контроля качества проведения специальной оценки условий труда. Если обратить внимание на положения проекта закона, то невооруженным глазом заметно, что это не что иное, как экспертиза условий труда, которая на данный момент осталась без порядка проведения. Принципиальное отличие лишь в том, что эксперт органа исполнительной власти субъекта РФ сможет (при наличии удостоверения) беспрепятственно посещать организацию, контроль качества документации которой он проводит. Серьезный шаг.

Документ, конечно же, далек от идеала, но это всего лишь рабочий вариант. Можно надеяться, что Минтруд удивит нас чем-то стоящим.. стоящим очень и очень дорого. Не сложно выполнить в голове простейшие арифметические действия, что бы предположить размер удорожания стоимости проведения специальной оценки условий труда по отношению к той же (не дешевой) аттестации рабочих мест. Затраты на подготовку экспертов, страховку, увеличение объема выполняемого организацией функционала, несомненно скажется на стоимости и не в меньшую сторону. Почему бы не предусмотреть возможность самостоятельного выполнения организацией оценки риска, идентификации опасностей? Ни один эксперт не выявит опасность лучше, чем специалисты цеха, участка, да и инженеры по охране труда «не лыком шиты». Сейчас же остается только ждать, что же Минтруд предложит нам в итоге.

Источник